Рекламное место 250x100 Отчетность через интернет Рекламное место 250x100
Солнечногорск online - информационный портал Солнечногорск online - электронный справочник
Справочник Афиша Кинотеатр Сенеж Новости Для гостей Контакты Услуги и цены Объявления Регистрация
Соборы
Церковь Архангела Михаила д. Вертлино
Троицкий храм с. Чашниково
Знаменская церковь
Церковь Михаила Архангела в Поджигородово
Никольская церковь д. Алексеевское
Достопримечательности солнечногорска и района

Церковь Спаса Нерукотворного Образа

Построено: 1676- 1678 гг.
Расположение: Московская область, Солнечногорский район, с. Андреевка
Первые сведения о деревне Андреевке относятся к 1585 году. Она носила разные наименования - Овсяниково, Андреевское, Спас - Андреевское, Спасское, Андреевка. Фёдором Маркиным деревня Андреевская была продана Фёдору Юдину, сыну Хрипунову. В писцовой книге за 1585 год сообщается, что …» за Фёдором Юдиным, сыном Хрипуновым, за сотником стрелецким в вотчине деревни Андреевская, Марково тож… и пустошь, что была деревней Овсяниково». В 1621 году эта вотчина была продана Никифору Вельяминову. В 1623 году она куплена Григорием Нефедьевичем Нероновым. С этого времени деревня Андреевская находится в руках династии Нероновых в течение почти трёх столетий. Так, в 1671 году Григорьево имение было дано его сыну Ивану, царскому стольнику. Иван Неронов в 1676- 1678 годах на свои средства, построив имении каменную церковь в честь Происхождения Честных Древ Креста Господня. Она была освящена в престольный праздник Всемилостивого Спаса и поэтому носила ещё и второе наименование - Спасская. Село Андреевское стало называться - Спасское (в некоторых источниках - Спас - Андреевское)…
После Ивана Григорьевича Неронова с 1703 года имением владели его сыновья Илья и Борис. От Ильи с 1753 года половина имения передана племяннику Михаилу Борисовичу, а вторая половина после Бориса Ивановича - сыну Александру, от которого затем имение перешло к его детям Петру, Борису и Андрею с его родными сёстрами Федосией, Екатериной и девицами Варварой и Александрой. Александра же свою часть продала родному брату Петру Александровичу Неронову. В середине прошлого века село Спасское - Андреевское принадлежало коллежскому асессору Дмитрию Андреевичу Неронову (его могила находится недалеко от входа в Спасскую церковь) и штабс-капитану Владимиру Сергеевичу Гвоздеву. В селе церковь Происхождения Честных Древ Креста Господня, 31 двор, проживает 355 душ. В 1911 году- 19 дворов, стекольный завод торгового дома Кузьмина и Колосова, дача Виноградовой, имения Иловайского, Лепёшкиной, Сатиной, Жуковой, Головановой… Спасская церковь села Андреевского является одной из самых ранних сохранившихся построек типа «восьмерик на четверике» в Подмосковье. Первое упоминание о церкви в селе Андреевском встречается в приходских книгах Патриаршего Казённого приказа, где за 1678 год указано по книгам крестового иеромонаха Никифора «прибыли вновь церкви», которые «он иеромонах по наезду как ездил досматривать благочиния в церквах: церковь происхождения честного креста господня в вотчине стольника Ивана Неронова, дани 6 алтын, 3 ден., заезда гривна». На время построения церкви к 1678 году указывает и список священников, среди которых первым был Иоанн Лукьянов с 1678 по 1710 год. Очевидно, уже тогда церковь вместе со своим первоначальным названием - Происхождения Честных Древ Креста Господня называлась и Спасской. Празднование обоих этих престолов происходит в один и тот же день- 1 августа старого стиля. От второго названия церкви село получило новое название - стало называться Спасским. В переписных книгах за 1678 год указано: «за стольником Иваном Григорьевым сыном Нероновым в вотчине село Спасское Овсяниково тож, а в селе церковь Всемилостивого Спаса, во дворе поп Иван Лукьянов, двор вотчинников, а в нём 5 человек конюхов, 2 двора задворных, людей в них … да к тому селу деревня Андреевская, а в ней 7 дворов крестьянских, людей в них 25 человек, 3 двора бобыльских, людей в них 9 человек. Церковь вероятно построена в 1678 году в имении стольника Ивана Неронова скорее всего на его средства, так как сам приход был невелик и возведение дорогостоящей каменной церкви позволить себе не мог. Чин стольника в 17 веке являлся придворной должностью. Стольники прислуживали царям во время трапезы, сопровождали их и в поездках. Позднее стольники назначались и на посольские, приказные и другие государевы должности. Таким образом, финансовые возможности вполне позволяли ему возвести эту скромную по размерам каменную церковь. Храм этот по типу архитектуры представляет двусветный четверик, увенчанный восьмигранником, сомкнутым сводом и небольшим гранёным барабаном. Основные объёмы лишены декоративного убранства, оконные проёмы сделаны в простой прямоугольной форме с четвертями, элементы декоративного узорочья характерны для более поздней архитектуры. Церковь Происхождения Честных Древ Креста Господня. Тип здания - восьмерик на четверике - пришёл под влиянием юго- западных земель Украины. Постепенно от 17 до начала 20 века здание меняло свой облик. Вместо небольшого по размеру храма последней четверти 17 столетия, имевшего пятиглавый алтарь и, видимо, небольшую трапезную или притвор с западной стороны, он постепенно приобретает значительную трапезную (19 век), деревянную на рубеже 18- 19 вв., а затем каменную двухярусную (1864г) колокольню. В конце XIX в. по прошению местного священника Муравьева Московское археологическое общество дает разрешение на расширение храма, и по проекту П.К.Микини в 1902г. сооружаются боковые притворы с приделами Казанским и Никольским. В канцелярском прошении помещика Неронова в 1839-42 гг. есть известие: «Церковь селе Спасском существует издревле, а в 1811 году была вновь исправлена каменною пристройкою, сделан новый иконостас (сохранившийся до сих пор), внутри расписана с благолепием и устроены паникадилы»... В 1975 г. были обновлены росписи на стенах. В настоящее время храм, действующий и принадлежит русской православной церкви. В нём 3 престола, главный - во имя Происхождения Честных древ Креста Господня, который издревле празднуется здесь с особой торжественностью. Этот праздник совпадает с празднованием Всемилостивому Спасу (или по народному названию 1- й медовый Спас), когда происходит освящение воды и пчелиного мёда 1(14) августа, доныне соблюдаются здесь древние православные традиции, и верующие съезжаются сюда из других приходов для общей торжественной молитвы. Второй не менее чтимый престол посвящается Святителю и Чудотворцу Николаю. Два раза в год 9(22) мая и 6(19) декабря совершаются престольные службы. Казанская икона Матери Божьей исторически является святыней русского народа. Третий престол этой церкви - во имя Казанской иконы Богородицы. Воздать свои молитвы «тёплой заступнице мира холодного» верующие приходят сюда перед Её святой иконой в правом приделе 8 (21) июля и 22 (4) октября. Вокруг церкви до сих пор располагается сельское кладбище, на котором сохранились старинные надгробия. Наиболее интересное из них – часовня-усыпальница профессора Казанского университета Модеста Яковлевича Киттары, построенная в 1880 г. и сохранившаяся в хорошем состоянии. Она представляет собой постройку кубической формы, крытую скатной кровлей, увенчанной крестом. На стене часовни - эпитафия: «И делал он благое дело, надеясь, веруя, любя».
О человеке, имя которого стоит на часовне, стоит сказать отдельно. Модест Яковлевич Киттары (1824-1880), профессор Казанского университета, а позднее и Московского, куда был приглашен по ходатайству московских купцов; доктор естественных наук, химик-технолог, автор ряда открытий в области сельского хозяйства. Некоторое время жил в с.Андреевка, построил в соседней деревне Горетовке школу-интернат для одаренных детей.
К концу XIX в. в Андреевке покупает земельный участок известный историк Д.И.Иловайский (1832-1920). На участке были дом с постройками и пруд. Имение окрестные жители звали Белой дачей. В доме историка в 1899-1918гг. не раз бывал профессор Московского университета и основатель Музея изящных искусств в Москве (теперь известного как Музей изобразительных искусств им. Пушкина) И.В.Цветаев с детьми, старшие из которых были внуками Д.И.Иловайского. В воспоминаниях поэтессы Марины Цветаевой многократно появляется образ историка и его усадьбы в Спасском-Андрееве (например, в очерке «Дом у Старого Пимена»). В 1918г. в доме Иловайского открылась первая в селе школа, а в 1922г. усадьба была уничтожена пожаром. Но по старой памяти эту местность до сих пор иногда называют Белой дачей, а пруд местными жителями зовется Иловайским.
Использованы метериалы Уссы Антона
Проезд: от Москвы по Пятницкому шоссе до поворота на Андреевку. Электричкой до ст. Крюково - 38 км, далее автобусом на Голубое - 3 км.
Дополнительно: Спасская церковь
Яндекс.Погода
Анонсы
2006-2024 ©  Умные сети
Сегодня: 21.11.2024
 
Использование материалов возможно только с письменного разрешения администрации портала. Правили использования информации